Мера беспорядка: почему соблюдать правила не значит упустить возможности



«Каждое необходимое понятие будет выражаться одним-единственным словом, значение слова будет строго определено, а побочные значения упразднены и забыты». Это слова Джорджа Оруэлла из романа-антиутопии «1984». В них автор заключил стремление к всеобщему контролю, которое неизбежно возникает в тоталитарных обществах. Стремление упорядочить, упростить и, в конечном итоге, «зафиксировать» состояние системы взаимоотношений в социальных группах и сообществах. Символично то, что все участники общественных отношений, так или иначе, интуитивно стремятся к формальной определенности социальной жизни, предсказуемости поведения друг друга.

В физике все наоборот: Вселенная стремится к хаосу, миром правит энтропия, а неупорядоченность – фундаментальное свойство природы.

Физические законы неизбежно проецируются на общественные отношения, но это вовсе не значит, что порядок и правила поведения не нужны, напротив, их роль в социальной жизни существенна. Не исключение и частный правопорядок организации.

Само по себе формирование правил коллективного поведения зависит от многих факторов, не последний из них сфера деятельности компании. В энергетике в этом плане все строго: контроль за соблюдением правил здесь имеет особое значение.

С другой стороны, энергетика – это тоже бизнес, ipso facto (в силу одного этого) «формальная определенность» поведения может утратить четкие границы под воздействием стремления к достижениям «экономического характера». В интерпретации известного российского юриста Антона Иванова это мысль была сформулирована так: «Бизнес тяготится правом в той мере, в которой оно его ограничивает и заставляет следовать четким правилам»[1].

Соблюдение правил внутрикорпоративного поведения в совокупности с внешними требованиями законодательства получило в российской версии название комплаенс. Хотя экономистам и юристам этот термин знаком давно, в действительности выстраивание системы взаимоотношений внутри организации на основе «следованию правил» еще не стало популярным в России. Отчасти это связано с менталитетом, но уже есть примеры того, как в российских компаниях создается культура поведения, основанная на следовании собственных правил. Пусть им еще далеко до знаменитой корпоративной культуры Toyota, но очертания будущего эффекта (читай экономического плюса) уже видны.

Важно не поддаваться соблазну сиюминутной выгоды и взглянуть на возникшую локальную проблему шире, сквозь призму системных решений.


[1] Иванов А.А. Бизнес и право // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. № 8. 2016. С. 63.