Сергей Егоров: «Интернет вещей (IoT) – российские реалии»

Недавно в интернет-версии журнала Forbes в статье под заголовком «Интернет вещей важнее искусственного интеллекта и робототехники» были опубликованы результаты опроса более 500 топ-менеджеров по всему миру, которые обозначили необходимые условия для превращения интернета вещей из концепции в рабочий инструмент.

Интересно, что в качестве иллюстрации к статье была выбрана фотография с изображением робота-пылесоса. Наверное, именно такой образ журналисты сочли особенно важным для понимания сути явления internet of things; ведь Интернет вещей (IoT) – это то, что рядом, вокруг нас и, главное, приносит пользу, делая повседневные и рутинные занятия (пока еще) необычным способом.

Вместе с тем внедрение инструментов IoT на практике сопряжено с множеством трудностей – начиная от поддержания определенного уровня безопасности при использовании Интернета вещей и заканчивая проблемами интеграции разрозненных данных и нехваткой квалифицированных сотрудников.

Чтобы понять, насколько укоренилась идея Интернета вещей в реальной жизни, мы решили задать вопросы из исследования журнала Forbes генеральному директору ООО «Еврогазпроект СПб» Сергею Егорову.

– Сергей Александрович, Интернет вещей остается далекой целью или уже стал реальным инструментом?

– В 2017 году произошло знаменательное событие в мире интернет-технологий – каждый второй житель Земли подключился к сети Интернет [1]. Но вы когда-нибудь задумывались, сколько всевозможных девайсов и устройств по всей планете подключены к глобальной Сети? На рисунке 1 представлен анализ емкости сегмента Интернета вещей по сравнению с Интернетом людей и прогноз их роста до 2025 года.

Рисунок 1. Интернет вещей против Интернета людей

Рисунок 1. Интернет вещей против Интернета людей
Источник: https://www.brookings.edu/blog/techtank/2015/06/09/sketching-out-the-internet-of-things-trendline/

Можно сказать, что наше общество достигло так называемой точки невозврата, когда сервисы и технологии, основанные на принципах Всемирной паутины, настолько глубоко проникли и укоренились во всех сферах нашей жизни, что представить дальнейшее развитие человечества вне парадигмы сетевых технологий уже просто не представляется возможным.

Согласно оценке McKinsey Global Institute (MGI), в ближайшие несколько десятилетий до 50% рабочих операций в мире будут автоматизированы главным образом посредством повсеместного внедрения технологии Интернета вещей [2]. Эксперты уже успели окрестить процесс масштабного замещения человеческого труда работой машин Новой промышленной революцией (проводя аналогию с промышленной революцией XVII–XIX веков). История показывает, что подобные явления позволяют отдельно взятым странам добиться взрывного экономического роста и, как следствие, позитивных изменений в уровне жизни ее граждан.

На сегодняшний день Россия обладает несомненным потенциалом для того, чтобы стать полноценным участником этого глобального социально-экономического процесса, способного определить национальное благосостояние и вектор устойчивого развития на десятилетия вперед. Следует отметить, что важность данного вопроса в нашей стране понимают на самом высоком уровне. Национальная технологическая инициатива (НТИ) – яркий тому пример. В послании Федеральному собранию от 4 декабря 2014 года президент страны Владимир Путин обозначил НТИ как один из приоритетов государственной политики на ближайшие 10–15 лет [3].

В России Интернет вещей планируют развивать с помощью «дорожной карты» и выделения специальных частот. На роль главного отечественного оператора IoT претендует «Ростелеком». Отвечая на ваш вопрос, можно утверждать, что Интернет вещей в сегодняшней России перестал быть туманной концепцией и обрел вполне понятные четкие очертания.

– Как IoT используется в компаниях и как IoT используете вы в своей работе?

Егоров С.А. – Условно Интернет вещей можно разделить на b2c (business to consumer) и b2b (business to business) сегменты. В зависимости от бизнес-модели конкретной компании применение технологии Интернета вещей варьируется в широких пределах.

Например, применение в рамках b2c охватывает носимые устройства (wearables), «умный» дом (smart home), «умное» телевидение (smart TV) и т. д. В то время как в контексте b2b Интернет вещей обычно работает в виде «умного» транспорта (connected cars), «умных» электросетей (smart grid), «умных» заводов (smart factory).

Говоря проще, заводы могут проводить мониторинг исправности и оптимизировать загруженность оборудования в режиме онлайн, ритейлеры могут оптимизировать свою логистику, рестораны могут анализировать поведение клиентов и делать им персональные предложения.

Конечно, практическое применение Интернета вещей не ограничивается приведенными выше примерами, и рынок, наряду с новыми кейсами применения технологии, растет не по дням, а по часам.

Компания «Еврогазпроект» является ведущим игроком на рынке проектирования систем газоснабжения Санкт-Петербурга, за нашими плечами более 400 проектов разного масштаба и сложности. Отличительной чертой нашей работы является ориентированность на удовлетворение потребностей заказчика. Сегодня заказчик заинтересован в инновациях – в этом свете Интернет вещей становится важным вопросом на повестке дня.

Сергей Егоров,
генеральный директор ООО «Еврогазпроект СПб»

В рамках нашего бизнеса Интернет вещей сегодня – это внедрение автоматизированных систем диспетчерского контроля (АСДК) в системах газораспределения. Наша компания по заказу с ГРО «ПетербургГаз» ведет работу по проектированию и модернизации данных систем в газораспределительных пунктах (ГРП) Санкт-Петербурга.

АСДК газораспределительного пункта включает в себя специализированные приборы, средства измерений, преобразователи и датчики, которые осуществляют непрерывный контроль и регистрацию входных, выходных, аварийно-пороговых значений технологических параметров с последующей передачей их по каналу связи, архивацией и информационным выводом на автоматизированное рабочее место пульта управления (АРМ ПУ). То есть информация с контроллера телемеханики (КТ) ГРП передается на диспетчерский пульт ГРО по каналу стандарта GSM (GPRS-протокол).

Внедрение данной технологии позволяет оперативно реагировать на любые изменения в параметрах системы и в конечном итоге приводит к повышению качества услуг, предоставляемых населению.

При проектировании систем теплогазоснабжения жилого сектора для нас является приоритетным внедрение технологий «умного» газа (Smart Gas). В Петербурге есть игроки, заинтересованные в развертывании технологии «умного» дома и «умного» газоснабжения в масштабе не отдельных домов, а комплексной застройки. Совместно с компанией «Город 22» мы занимаемся разработкой решений для жилищного комплекса на 250 домостроений «Прибрежный квартал», находящегося в Приморском районе Санкт-Петербурга в поселке Лисий Нос. Мы рассчитываем на то, что «Прибрежный квартал» станет пионером в сфере решений для «умного» дома в нашем городе.

В перспективе рядовой пользователь сможет удаленно управлять работой котла, установленного в его доме, и производить мониторинг температуры помещения и приборов отопления, используя простое и интуитивное приложение в смартфоне. Про бумажные квитанции на оплату газа можно вообще забыть – передача данных со счетчика в газоснабжающую организацию, равно как и в специальное приложение на смартфоне, будет происходить в режиме реального времени, что позволит не только уменьшить операционные затраты газоснабжающей компании на сбор данных, но и значительно повысить уровень осведомленности пользователя о собственном газопотреблении. Например, кривая отопления в удобном виде будет доступна все в том же приложении.

Сегодня наблюдается положительная динамика не только интереса к технологии Smart Home, но и увеличение количества успешных кейсов ее практического внедрения [4].

Примечательно, что устройства для управления бытовой средой и приборами будут в наибольшей степени стимулировать рост рынка в ближайшие пять лет.

– Чему удалось научиться в ходе внедрения технологии?

– По официальным данным, за последние три года в России произошло 36 взрывов бытового газа [5]. Для нас безопасность населения – главный, первоочередной приоритет. Поэтому мы с интересом занимаемся внедрением и модернизацией АСДК. Практический опыт показывает, что установка современного оборудования на ГРП в разы снижает риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

Егоров С.А.Кроме того, Интернет вещей – это энергоэффективность. Например, регулирование тепловых режимов котлов средствами автоматики приводит к более чем 20%-му показателю экономии. Автоматика защищает котел от перегрузок, перегрева, пониженного напряжения, а информативность по рабочим параметрам котлоагрегата находится на ранеенедосягаемом уровне.

Вообще Интернет вещей, на наш взгляд, является основным инструментом в вопросе энергоэффективности.

Возьмем, к примеру, радиаторные распределители – относительно новое веяние для нашей страны. Они представляют собой компактные приборы, которые крепятся на радиаторной батарее и измеряют температурный напор между поверхностью батареи и воздухом в комнате, обеспечивая, таким образом, индивидуальный учет потребляемого тепла. Затем специальное программное обеспечение производит расчет согласно существующим тарифам.

Опыт практического применения показывает, что индивидуальный учет тепла и экономное поведение жителей очень заметно сказываются на их затратах на отопление: оплата «экономных» и «расточительных» квартир в пересчете на 1 м2 площади различается в 2–3 раза. Стоит ли говорить, что подобная технология в масштабах 5–10 лет способна полностью изменить шаблон поведения рядовых потребителей в сторону большей экономии и меньшей расточительности энергоресурсов.

– Какие практические шаги компании могут предпринять в начале освоения IoT и что вы можете порекомендовать компаниям, которые планируют IoT в своем производстве?

– К сожалению, универсального рецепта интеграции Интернета вещей в отдельно взятую бизнес-модель не существует. Я бы посоветовал отечественным компаниям не стесняться перенимать зарубежный опыт и активнее следить за успехами иностранных компаний в этой области. В Европе Интернет вещей в целом и умное газоснабжение в частности уже прочно заняли свою нишу на рынке.

Так, компания British Gas Ltd. (Великобритания) подключила миллионы своих клиентов к системе smart metering (система интеллектуального учета) по всей стране. Подобные системы не только обеспечивают беспрецедентную безопасность управления газораспределительными сетями (любая утечка выявляется и автоматически устраняется за считаные секунды), но и заметно упрощает взаимодействие потребителя с поставщиком – больше никаких проблем с оплатой счетов за газ. Помимо того, что произвести оплату можно в личном кабинете в приложении на своем смартфоне или на специальной консоли, потребителю доступен подробный отчет о газопотреблении (как в объемном, так и в денежном эквиваленте) в режиме онлайн. Это означает качественно новый уровень сервиса, позволяющий клиенту осознанно подходить к контролю потребляемой энергии.

Резюмируя, отмечу, что внедрение технологии Интернета вещей в масштабах города – многоуровневый процесс, требующий взаимодействия и высокой степени координации действий всех игроков на этом рынке. Поэтому мы приглашаем к сотрудничеству представителей бизнеса, исследователей и рабочие группы в сфере автоматизации систем газораспределения, «умного» газоснабжения и «умного» города. Нашей целью является создание экосистемы для устойчивого развития данных технологий в масштабах Санкт-Петербурга и всей страны.

Источники:

1. https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx

2. https://www.mckinsey.com/business-functions/digital-mckinsey/our-insights/the-internet-of-things-the-value-of-digitizing-the-physical-world

3. http://kremlin.ru/events/president/news/47173

4. https://marketing.rbc.ru/research/39016/

5. http://www.mirniy.ru/press/articles/10714-gaz-eto-opasno.html

Рисунок 2. Интернет вещей против Интернета людей